«Бережливый» стартап, который все изменил
Добрый день
Надеюсь, после прошлого письма вы осознали, что вам придется создавать бизнес-модель, а не конкретное приложение с белым фоном и синей иконкой. С 2011 года, благодаря Эрику Рису стартап-тусовка плотно подсела на «бережливый стартап», который, как говорят, «изменил всё».
В определенном смысле эта философия является революционной. Лично для меня она стала открытием похлеще первого поцелуя. По словам Риса, современный стартап — это временная структура, цель которой — выработать прибыльную и масштабируемую бизнес-модель. Бережливый стартап делает ставку на исследования, итерационный подход в разработке, быстрый запуск «минимально рабочего продукта».
Проект можно создавать двумя способами
one
1
Когда нужно сравнить традиционную «водопадную» модель разработки проекта и итерационную, я люблю приводить в пример строительство моста, а еще лучше дамбы. Все понимают, что, во-первых, это уникальный продукт, который может быть установлен только на эту реку и только в заранее определенном месте. Перед этим нужно взять пробы почвы, составить тысячи документов, создать чертежи, изготовить уникальные детали и потом собрать их в согласованной последовательности. Все это нужно ЗАРАНЕЕ продумать, а потом ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО правильно сделать. Не потому, что это адски дорогая штуковина, а потому, что от нее зависят жизни тысяч, а может даже миллионов людей. Ошибаться тут нельзя по определению. Если дамба рухнет — кабзда.
Стартап — это вновь созданная организация, которая занимается разработкой новых товаров или услуг в условиях чрезвычайной неопределенности.
Эрик Рис
«Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели»
Теперь давайте рассмотрим создание какого-то инновационного бизнеса. Что случится, если он разориться на старте? Да ничего. Сотрудники разойдутся и устроятся в другую компанию. Основатель погорюет неделю другую и тоже займется чем-то новым. Эта история ежедневно случается сотни раз по миру — это не трагедия, а данность. Я подвожу вас к мысли, что при создании совершенно нового, неизвестного никому бизнеса, не обязательно создавать бизнес-план с прогнозом на 15 лет. Это фикция, пустая трата времени, которая сможет впечатлить только совсем недалеких инвесторов (если такие вообще существуют). А правильнее на основе гипотез составить бизнес-модель и протестировать ее на своих потребителях.
В итерационной модели цикл планирования и разработки ограничен несколькими неделями, максимум парой месяцев. На старте никто по настоящему не знает, что получится в конце, но это неважно. После каждой новой версии собирается обратная связь от пользователей или анализируется изменение ключевых метрик и делаются выводы, которые определят, в какую сторону дальше развивать продукт, какие фичи нужно внедрить, какие изменить/исправить, а какие вообще убрать.
Протестируйте идею сегодня!
two
2
Такой подход исключает страх перед кражей идеи. Воруют только идеи проверенных, прибыльных бизнесов. Никому не нужна горстка непроверенных гипотез. Современные стартаперы рассказывают о своей идеи везде, где только можно, еще до того, как начали разрабатывать продукт. Это помогает быстрее проверить и отсеять несостоятельные идеи, а значит сэкономить время и бюджет. Грубо говоря, цена ошибки снижается с десятков и сотен миллионов до пары сотен тысяч рублей.

«Самый важный вывод заключается не в том, что любой компании нужно создавать новые версии продукта по 50 раз на дню, но в том, что, уменьшая размеры партий, можно пройти цикл обратной связи «создать–оценить–научиться» быстрее конкурентов. Способность быстрее учиться у клиентов — важнейшее конкурентное преимущество, необходимое любому стартапу.»

Конечно, у такого подхода есть и минусы, например, одержимость экономией времени разработки не позволяет создавать по настоящему хорошую архитектуру проекта. А еще «бережливая» философия создала целый пласт стартапов, которые создают свои продукты ради единственной цели — продажи.
Ваша следующая цель
К чему я вас подвожу? Начиная с сегодня и в ближайшие месяцы вашей целью будет не создание приложения, а разработка бизнес-модели полезного для потребителей проекта, показатели которой вас устроят.

Напоминаю, что вы можете бесплатно пройти мой авторский онлайн-курс по проработке бизнес-модели стартапа уже сегодня. А чтобы подбодрить вас, публикую пару строк от одного из самых успешных наших клиентов. Проект «Баш-на-баш» дважды занял третье место на региональном конкурсе ИТ-проектов при губернаторе Алтайского края. Слово руководителю проекта, Анатолию Федорову:
three
3
Весной 2018 исполнилось 3 года проекту «Баш-на-баш», который для нас разрабатывает команда DoWeb DоMobile. Оказалось удобно работать небольшими итерациями длиной примерно в месяц. Мы говорим, какие фичи нам нужны, ребята проектируют, разрабатывают их, тестируют и обновляют сервис.

Когда мы выпустили мобильную версию сайта, в специальном тесте Google она набрала 100 из 100 баллов по юзабилити!

Мы довольны качеством и скоростью работы. Компетенции DoWeb DоMobile позволяют поддерживать и развивать наш достаточно сложный проект и это здорово!


Приглашаю вас пройти мой авторский онлайн-курс по проработке идеи до состояния концепции бизнеса. Предложение действительно до конца месяца. Спешите!
PS:
Анатолий Федоров
Руководитель проекта «Баш на Баш»
внеКлассное чтение
Несколько полезных материалов по теме, вдруг у вас еще осталось свободное время))
Купить книгу
"Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели"
Книга за 15 минут
"Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели"
Топ цитат
Из той же самой книги